Preview

Хирургическая практика

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

6-15 258
Аннотация

Цель. Сравнить значения измеренного (QMAX) и вычисленного (QMCLC) максимального потока мочи, а также измеренного (TQ) и вычисленного (TQCLC) времени достижения максимального потока в большой группе отдельных урофлоуграмм в процессе проведения домашнего урофлоумониторинга.

Материалы и методы. Были проанализированы 29110 отдельных урофлоуграмм, полученных у 719 пациентов с аденомой предстательной железы в возрасте от 50 до 73 лет (средний возраст в группе – 60,5 ± 8,2 года) за период с 2004 по 2024 г. Использованы два алгоритма: определения QMAX как максимального значения вычисленного потока (экстремум функции) и вычисления действительного значения максимального потока после компьютерной обработки по устранению помехи и WAG-эффекта (QMCLC).

Результаты. Согласно полученным данным разница между QMAX и QMCLC в группах составила при объеме до 100 мл – 16,14 %; 100–200 мл – 14,62 %; 200–300 мл – 13,75 %; 300–400 мл – 13,04 %; 400–500 мл – 14,25 %; 500–600 мл – 14,55 %; 600+ мл – 12,65 %. Для значений TQ и TQCLC разница по группам составила при объеме до 100 мл – 3,49 %; 100–200 мл – 2,27 %; в 200–300 мл – 0,71 %; 300–400 мл – 0,97 %; 400–500 мл – 0,91 %; 500–600 мл – 3,51 %; 600+ мл – 1,51 %.

Заключение. В исследовании продемонстрирована статистически достоверная разница между показателями максимального потока мочи (QMAX), полученного при измерении, и максимального значения потока мочи после устранения помех и WAG-эффекта (QMCLС), которая характерна для любых зарегистрированных объемов. В связи с этим точность получаемых данных может отличаться в зависимости от алгоритма обработки урофлоуграмм. Не было обнаружено статистически достоверной разницы между параметрами TQ и TQCLC. Алгоритм обработки урофлоуграмм, используемый в аппаратно-программном комплексе «Сигма» и «Уровест», позволяет определять значения максимального потока с высокой точностью. В среднем определенная разница между показателями QMAX и QMCLC при различных объемах мочеиспускания составляет 14,14 %.

16-32 264
Аннотация

Цель. Определить частоту проявления одиночных ворсинчатых аденом по сегментам толстой кишки и выполнить сравнение молекулярно-генетических особенностей ворсинчатых аденом со слизистой оболочкой индексного сегмента и между разными сегментами толстой кишки, а также характеристиками неизмененной слизистой оболочки аналогичных сегментов толстой кишки.

Материал и методы. Сплошное поперечное ретроспективное исследование результатов 3086 колоноскопий. В исследовании изучены 347 клеточных образцов: ворсинчатых аденом – 109, слизистой оболочки индексного сегмента – 101, нормальной слизистой оболочки – 137. Детекцию миРНК и мРНК выполняли с помощью ПЦР в реальном времени. Детекцию соматических мутаций проводили с помощью аллель-специфичной ПЦР с гидролизуемым зондом. Результаты. Общая частота ворсинчатых аденом в структуре всех выявленных эпителиальных новообразований составила 3 %. Ворсинчатые аденомы преобладали в сигмовидной кишке, в других сегментах толстой кишки их частота достоверно не различалась. Частота выявления тяжелой дисплазии была связана с диаметром аденомы. Генные мутации, аналогичные изменениям в ворсинчатых аденомах, выявлены в слизистой оболочке индексных сегментов в прямой, сигмовидной и нисходящей кишках. Оценка относительной экспрессии 9 миРНК и 9 белок-кодирующих генов, связанных с развитием КРР, в слизистой оболочке индексных сегментов и аналогичных сегментов слизистой оболочки без аденом не выявила достоверных различий. Выполнено сравнение между разными отделами толстой кишки медиан относительных уровней экспрессии наиболее интересных маркеров: генов NOX1, LGR5, MS4A12, TIMP, Ki-67 и TERT и миРНК-135b, -20a, -21, -31 и -34a.

Заключение. Полученные результаты указывают на то, что осмотр и биопсия неизмененной слизистой оболочки даже в пределах индексного сегмента не могут дать представление о риске развития ворсинчатой аденомы.

33-41 210
Аннотация

Введение. Вопросы лечения острого панкреатита продолжают находиться в центре внимания мирового хирургического сообщества. В качестве одного из методов диагностики предлагается оценка состояния эритроцитов периферической крови.

Цель исследования – определить изменения эритроцитарной мембраны, соответствующие острому панкреатиту средней тяжести течения.

Материал и методы. Для проведения проспективного мультицентрованного исследования произведен забор венозной крови у 48 человек. В контрольную группу вошли 15 проб крови, забранные у практически здоровых людей. Во всех пробах проводилось исследование мембраны эритроцитов методом атомно-силовой микроскопии (АСМ).

Результаты исследования. Пробы 33 пациентов с установленным диагнозом острого панкреатита средней тяжести по итогам проведенной атомно-силовой микроскопии были разделены на 2 группы: 1-я группа из 16 человек имела минимальные изменения эритроцита, у 2-й группы из 17 человек изменения были более выражены. При атомно-силовой микроскопии проводилось сравнение эритроцитов из контрольной группы с эритроцитами двух групп пациентов по длине, ширине, высоте площади и объему эритроцита и, самое главное, по наличию язвенных поражений мембраны.

Обсуждение. По итогам проведенной атомно-силовой микроскопии обнаружены явные изменения состояния самого эритроцита и его мембраны. При этом изменения были более выражены у пациентов 2-й группы.

Заключение. Проведение атомно-силовой микроскопии эритроцитов позволяет составить представление о состоянии клеток поджелудочной железы при остром панкреатите среднейстепени тяжести. Внедрение АСМ эритроцитов в практику в качестве диагностического теста позволит прогнозировать течение заболевания, своевременно принимать меры и менять тактику ведения пациента.

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

42-58 445
Аннотация

Цель – изучение мирового опыта лечения больных с эмпиемой плевры с бронхоплевральным свищом и сравнение его с собственными результатами.

Материалы и методы. Проведен систематический научный поиск литературы с использованием баз данных (РИНЦ, PubMed, Cochrane) за последние 25 лет. Выполнялся поиск клинических и экспериментальных исследований, патентов, метаанализов и систематических обзоров, посвященных клиническим исходам и патофизиологическим механизмам формирования бронхоплевральных свищей на фоне эмпиемы плевры, способам закрытия таких свищей. В качестве собственного опыта приводятся результаты когортного про- и ретроспективного наблюдения 136 больных, находившихся на лечении в ГКБ № 23 им И. В. Давыдовского по поводу эмпиемы плевры, осложненной бронхоплевральным свищом.

Результаты. Методы лечения бронхоплеврального свища можно разделить на две группы. Первая – закрытие свищевого отверстия (ушивание культи бронха, реампутация, окклюзия бронха). Вторая – операции, направленные на замещение объема остаточной полости хорошо кровоснабжаемыми тканями (большой сальник, мышцы) или уменьшение объема плевральной полости (торакопластика). В подавляющем большинстве случаев в литературе описаны единичные случаи закрытия бронхоплевральных свищей с использованием фибринового клея. По данным собственного опыта авторов эффективность лечения при применении фибринового клея составила 100 %, при использовании бронхоблокации – 80,3 %.

Заключение. Совершенствование методов лечения больных эмпиемой плевры, осложненной бронхоплевральным свищом, с использованием аутологичного фибринового клея в качестве биологического стимулятора репарации тканей, в том числе у больных, перенесших ковид-ассоциированную пневмонию, является перспективным направлением и требуетm дальнейшего многоцентрового исследования.

59-74 258
Аннотация

Введение. Работа представляет из себя обзорную статью, посвященную проблеме медленно-транзитных запоров: их патофизиологии, диагностике, выбору и вариативности методов лечения.

Цель. Определить понятие медленно-транзитных запоров, описать основные патофизиологические механизмы их формирования, выделить ключевые аспекты диагностики данного состояния, а также обосновать и подробно рассмотреть существующие методы лечения и их клиническую эффективность.

Материалы и методы. Проведен систематический поиск литературы по электронным базам данных (PubMed, EMBASE, Cochrane) за последние 20 лет. В обзор включались исследования, посвященные клиническим исходам и патофизиологическим механизмам развития медленно-транзитных запоров. Поиск литературы осуществлялся по следующим ключевым словам: медленно-транзитный запор, хронический запор, диагностика запоров, лечение запоров, хирургическое лечение запоров. Обзор подготовлен в соответствии с рекомендациями PRISMA.

Результаты. Несмотря на то что консервативная терапия при лечении хронических идиопатических запоров является методом выбора, эффективность как медикаментозной, так и немедикаментозной терапии в отношении лечения медленно-транзитных запоров минимальна. В то же время радикальное хирургическое лечение приносит значительный эффект в снижении симптоматики заболевания и улучшении качества жизни, что ставит вопрос о предпочтительности хирургического метода лечения медленно-транзитных запоров. Аспекты, касающиеся частоты послеоперационных осложнений и выбора наиболее подходящего варианта оперативного лечения, остаются недостаточно исследованными, что оставляет вопрос о предпочтительном варианте открытым для дальнейшего изучения.

Заключение. Установлена ограниченная эффективность консервативной терапии при медленно-транзитных запорах, при том что радикальное хирургическое лечение приводит к значительному улучшению симптомов и качества жизни. Это требует дальнейших исследований для оптимизации подходов к лечению и изучения послеоперационных осложнений.

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

75-87 410
Аннотация

Цель. Демонстрация возможности поэтапного гибридного оперативного лечения сочетанных вентральных грыж больших размеров с потерей домена у пациента с тяжелой сопутствующей патологией на основе собственного клинического наблюдения.

Материалы и методы. Проведен анализ поэтапного гибридного (лапароскопического и открытого) хирургического лечения пациента 63 лет с пахово-мошоночной и рецидивной поясничной грыжей больших размеров с потерей домена, страдающего ожирением и сахарным диабетом. Для оценки риска развития компартмент-синдрома у пациента использован метод компьютерной томографии, индекс отношения объемов содержимого грыж к брюшной полости составил 28 %.

Результаты. Выполнено поэтапное гибридное оперативное лечение (лапароскопия + открытый способ) с использованием непокрытого сетчатого эндопротеза с интервалом 1,5 месяца. С учетом высокого риска ущемления на первом этапе корригирована пахово-мошоночная грыжа. На втором этапе устранена рецидивная поясничная грыжа с дополнением лапароскопического способа открытым иссечением послеоперационного рубца. Грыжевой дефект укрыт сеткой, расположенной между брюшиной и дупликатурой мышечно-апоневротического лоскута. Послеоперационный период протекал без осложнений. Анализ современной литературы показал, что вопрос выбора тактики лечения из-за редкой встречаемости данной нозологии пока не решен. Проанализированы современные подходы к лечению боковых грыж живота, включая малоинвазивные методы: лапароскопические, роботизированные, гибридные. Обсуждены методы профилактики компартмент-синдрома и показания к ним. Примененный поэтапный гибридный подход позволил получить хороший результат через 11 месяцев наблюдения.

Заключение. На первом этапе целесообразно оперировать грыжу с высоким риском ущемления. Основным направлением в лечении данной патологии должна быть минимизация хирургической травмы и профилактика компартмент-синдрома.

88-100 396
Аннотация

Цель. Демонстрация авторского опыта применения метода лапароскопической декомпрессии чревного ствола у пациентов с верифицированным синдромом компрессии чревногоствола (СКЧС, синдром Данбара).

Методы. Представлен ретроспективный анализ результатов лечения 8 пациентов, которые были прооперированы по поводу СКЧС в период с января 2020 г. по декабрь 2023 г. Диагноз во всех случаях был установлен на основе жалоб, КТ-ангиографии, УЗДГ. У всех пациентов этапы оперативного вмешательства включали осуществление доступа в брюшную полость, обзорную лапароскопию, расстановку троакаров. После этого проводилось вскрытие малого сальника для создания доступа к основанию ножек пищеводного отверстия диафрагмы. Далее выделяли дугообразную связку с последующим пересечением, в результате чего определяли контурирование чревного ствола.

Результат. Средняя продолжительность операции составила 93,72 мин (60 – 180), средняя кровопотеря – 36,25 мл. Среднее время пребывания в стационаре – 3,25 суток. При оценке отдаленных результатов у 5 пациентов наступило полное выздоровление, 3 пациента отметили уменьшение интенсивности и частоты болей. После операции всем пациентам было проведено УЗДГ чревного ствола. Показатели скорости кровотока на выдохе и PSV в ЧС/PSV были в пределах референтных значений.

Заключение. По данным исследования, в клинической картине у большинства пациентов с данным заболеванием доминируют жалобы на тошноту, рвоту, потерю веса и болевой синдром после приема пищи или физической нагрузки, что совпадает с данными мировой литературы. В диагностике заболевания наибольшую клиническую значимость имеют методы компьютерной ангиографии и УЗДГ чревного ствола. Показанием к оперативному лечению СКЧС является наличие стеноза чревного ствола и симптоматики хронической абдоминальной ишемии. По результатам исследования, безопасный и эффективный способ лечения – лапароскопическая декомпрессия чревного ствола с диссекцией чревного сплетения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-2427 (Print)