Результаты лечения пациентов со злокачественными новообразованиями билиопанкреатодуоденальной зоны остаются н ными. При данной локализации единственным радикальным хирургическим вмешательством остается панкреатодуоденальная резекция (ПДР). При наличии артериальной инвазии в магистральные сосуды в настоящий момент целесообразней начинать с нехирургических методов лечения. Это послужило толчком для разработки доступов, позволяющих определить наличие инвазии опухоли в верхнюю брыжеечную артерию на начальном этапе операции. Хирургической целью оперативного вмешательства остается минимизация контакта с опухолью до ее мобилизации и перевязки питающих сосудов, а также увеличения отступа от края резекции вокруг верхней брыжеечной артерии. Для решения этой цели рядом исследователей были предложены различные доступы к верхней брыжеечной артерии при выполнении панкреатодуоденальной резекции, объединенные в термин «artery-first approach».
Проведен анализ существующих методик «artery-first» при панкреатодуоденальных резекциях, а также их влияние на результаты лечения пациентов со злокачественными новообразованиями периампулярной зоны. При проведении литературного поиска использовались базы данных Pubmed, Сochrane, EMBASE с применением ключевых слов MESH « Pancreaticoduodenectomy» в комбинации со словосочетанием «artery first». При данном поиске обнаружено 157 статей. После дальнейшего анализа в обзор литературы было включено 53 научных работы.
В настоящий момент современные исследования демонстрируют снижение интраоперационной кровопотери, уменьшение частоты послеоперационных панкреатических фистул и гастростаза, а также увеличение частоты R0-резекции при соблюдении данного подхода. Для однозначного вывода об эффективности доступов «artery first» при выполнении панкреатодуоденальной резекции требуются дальнейшие хорошо спланированные рандомизированные клинические исследования с большим количеством пациентов.
Резюме: лечение больных с первичными и рецидивными местно-распространенными опухолями малого таза представляет крайне сложную проблему современной хирургической онкологии.
Цель: оценить периоперационные и отдаленные послеоперационные результаты лапароскопической методики эвисцерации малого таза.
Материал и методы: в период с 2011 по 2018 год, было выполнено 21 эвисцераций малого таза лапароскопическим доступом, (средний возраст 59,79±8,5), распределение по полу: 17 женщин и 4 мужчины. Распределение по нозологиям: у 6 пациентов верифицирован рак шейки матки, 7 пациентов - рак мочевого пузыря, 4 пациента рак прямой кишки, 1 пациент рак влагалища, 2 пациента - рецидив рака культи влагалища после ранее перенесенной экстирпации матки и 1 пациент с новообразованием яичника.
Результаты: объем эвисцерации был следующий: 9 тотальных, 7 передних и 5 задних. Во всех случаях удалось достичь негативного края резекции (R0). Оценивались длительность операции, объем кровопотери, частота и характер периоперационных осложнений.
Заключение: использование лапароскопического доступа сопровождается меньшим объемом кровопотери, снижением частоты ранних послеоперационных осложнений, способствует более комфортному послеоперационному периоду с ранней активизацией, менее выраженным болевым синдромом, и приводит к снижению сроков стационарного лечения.
Цель исследования. Анализ непосредственных и отдаленных результатов хирургического лечения больных грыжей пищеводного отверстия диафрагмы, осложненной гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью.
Материаллы и методы. В исследовании проведен ретроспективный анализ результатов хирургического лечения 98 пациентов за период 2009–2016 гг., оперированных по поводу грыж пищеводного отверстия диафрагмы, с размером грыжевого дефекта 5 и более см. В первую группу вошли 69 пациентов, которым пластика грыжевого дефекта выполнена шовным способом. Во вторую группу вошли пациенты, которым выполнена аллопластика - 29 пациентов.
Результаты исследования. Отличий между группами пластики швом и аллопластики по частоте интраоперационных осложнений - 7(10,1%) против 2(6,9%), послеоперационных осложнений - 6(8,7%) против 3(10,4%), длительности оперативного вмешательства - 141±21,1 минут против 179±28,4 минут, длительности пребывания в стационаре - 6,7±1,6 дней против 6,9±1,8 дней, частоте послеоперационной дисфагии - 11(15,9%) против 6(20,7%) не отмечено. Через 5 лет после оперативного вмешательства рецидивы в группе шовной пластики отмечены у 14(20,3%) пациентов, в группе аллопластики - у 4(13,8%) пациентов. Суммарный балл по шкале-опроснику GERD – HRQL в группе шовной пластики составил 6,4±1,8 балла, в группе аллопластики - 5,9±2,1 балла. Неудовлетворительно оценили свое состояние 9(13%) пациентов в группе шовной пластики и 5(17,2%) в группе аллопластики.
Выводы. Анализ отдаленных результатов через 5 лет после проведенного исследования показал отсутствие преимущества использования сетчатого трансплантата при пластике больших грыж пищеводного отверстия диафрагмы в сравнении со стандартной шовной пластикой как по частоте рецидивов, так и при оценке качества жизни.
Введение: В последние десятилетия рак мочевого пузыря (РМП) в связи с его повсеместным распространением стал одной из наиболее актуальных проблем современного здравоохранения. Это вызывает необходимость поиска новых эффективных методов оперативного лечения.
Цель исследования: оценка эффективности методики en bloc резекции стенки мочевого пузыря с опухолью путем анализа научных публикаций по данной теме.
Материалы и методы: проанализированы актуальные статьи, касающиеся данной темы, на ресурсах Pubmed и Google Scholar. Поиск производился по ключевым словам «Опухоль мочевого пузыря», «En bloc резекция стенки мочевого пузыря», «Мышечно-неинвазивный рак мочевого пузыря».
Результаты: В большинстве исследований подтверждается превосходство лазерной en bloc резекции мочевого над другими методиками по таким параметрам как частота рецидивов; макрогематурия; качество морфологического материала.
Выводы: Лазерная en bloc резекция опухоли мочевого пузыря без инвазии в мышечный слой является безопасной и эффективной операцией, имеющей ряд преимуществ перед классической трансуретральной резекцией, а именно: отсутствие обтураторного синдрома, снижение риска кровотечения, качественный материал для патоморфологического исследования, низкая частота рецидивов.
Резюме: в последние годы отмечается рост обнаружения доброкачественных образований яичников, в том числе и у беременных женщин. Предметом дискуссий является возможность выбора консервативной тактики ведения беременных пациенток с образованиями яичников, так как оперативное вмешательство увеличивает частоту осложненного течения беременности.
Целью исследования явилось изучение особенностей течения беременности и родов на фоне образований яичников.
Материалы и методы: в ретроспективное исследование были включены 88 беременных, родивших в период с 2014 по 2016 год в ГБУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» ДЗМ. Пациентки были разделены на две группы, в 1-ю группу вошли 45 беременных с эндометриоидными кистами яичников, 2-ю группу составили 43 беременные с цистаденомами и тератомами яичников. В качестве группы сравнения (N=13206) использовались данные ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ и 15 женских консультаций за 2016 год (Форма №32).
Результаты: осложнений со стороны образований яичников (перекрут, разрыв) во время беременности выявлено не было. У пациенток с эндометриоидными кистами яичников частота угрозы прерывания беременности до 22 недель была достоверно выше, чем в группе сравнения. Однако частота осложнений беременности и родов при наличии цистаденом и тератом яичников от группы сравнения не отличалась. Достоверных различий в частоте осложнений беременности и родов между пациентками с эндометриоидными кистами яичников и цистаденомами/ тератомами яичников не выявлено. Заключение: В исследовании изучены особенности течения беременности и родов у пациенток с доброкачественными образованиями яичников, что может помочь в прогнозе и профилактике возникновения осложнений у данной группы беременных.